День 2
Познавательный интеллект и зона
ближайшего развития
Здравствуйте!

Представьте ситуацию: ребенок в 6 лет никак не может научиться читать. Скоро в школу, и понятно, что откладывать нельзя. Но ребенок наотрез отказывается заниматься!
Tilda Publishing
Родители в отчаянии: в ход идут угрозы, манипуляции, давление — в общем, все то, что плохо сказывается на развитии эмоционального интеллекта. Выходит одно лечим, другое — калечим!
Но что делать? Многие родители оказываются в полнейшем ступоре, когда сталкиваются с такими ситуациями.

(К концу этого урока вы поймете, почему общепринятый подход к развитию IQ, часто приводит к гипертрофированному развитию познавательного интеллекта, а эмоции и самостоятельность — угнетаются.

Также я расскажу, как на самом деле надо развивать познавательную сферу ребенка, чтобы он рос по-настоящему умным, а вы не тратили часы на всевозможные развивашки).

Вчера вы смотрели на игрушки в комнатах своих детей и наверняка заметили, что 90% игрушек призваны развивать познавательный интеллект. Да-да, сейчас практически на любой игрушке написано: «Развивает мышление/ память/ внимание».

Давайте разбираться, почему 80-90% развивающих центров, игрушек, книжек ориентировано на развитие именно познавательного интеллекта и нормально ли это?

Познавательным интеллектом я называю всю ту деятельность, которую принято упоминать, когда речь идет о дошкольном развитии детей:
Tilda Publishing
Знаете, почему люди очень преуспели в придумывании разных направлений и методик развития познавательного интеллекта?

Потому что это такие навыки, результат которых легко увидеть: если ребенок умеет читать, то не заметить это сложно, а вот то, что ребенок эмоционально устойчив — далеко не такая очевидная вещь.

Но так как методик очень много, родителям порой становится страшно от их обилия. Этот страх и тревога очень сильно мешают: видишь, сколько всего надо успеть, а сам не делаешь, не можешь, не знаешь, не успеваешь.
Давайте разбираться, действительно ли все
из этого списка надо развивать
Tilda Publishing
Все перечисленное — это не конкретные виды деятельности, а глобальные направления, по которым ребенок будет развиваться. А любая деятельность чаще всего включает в себя несколько этих направлений.
Например, конструирование — это развитие мелкой моторики, воображения, плюс творчество, мышление, знания об окружающем мире, свободная игра.
Tilda Publishing
Отсюда простой вывод: чем большее количество разных навыков задействуется в этой деятельности — тем лучше!
Можно просто делать зарядку (→ это будет только развитие крупной моторики), а можно включить музыку, придумывать новые движения и названия для них (→ развитие творческого мышления, воображения, музыкального слуха и моторики). Временные затраты одинаковые, но по сути пользы для развития интеллекта будет гораздо больше!
Tilda Publishing
Выбирайте активности для развития познавательного интеллекта, которые лежать в зоне ближайшего развития (ЗБР) вашего ребенка.


Я обещала вам рассказать о ЗБР. Пришло время????

То, что ребенок еще не умеет делать — это зона потенциального развития.
То, что он делает вместе с мамой — это зона ближайшего развития.
А то, что он умеет делать самостоятельно — зона актуального развития.
Tilda Publishing
Так ребенок обучается всему на свете. Вспомните, как малыш учился ходить — и вы увидите все эти этапы по очереди. Если не соблюдать эту последовательность, то вы будете составлять план игр и занятий, исходя из собственных амбиций, а не из реального потенциала вашего ребенка.

Вчера уже рассказывала, что сплошь и рядом можно увидеть, как родители не понимающие этого, тратят уйму времени, сил, денег, чтобы чему-то научить ребенка. А процесс не идет…
Tilda Publishing
Пример все с тем же чтением: мамы видят на упаковке кубиков Зайцева надпись «от 2 лет» и покупают эти наборы своим детям (а наборы, кстати, стоят очень недешево — около 4000 ₽!). Начинают тратить время и учить двухлетку читать, а ребенку неинтересно, занятия идут из под палки.
А если бы мама внимательнее пригляделась к ребенку, она бы увидела, что пока ему совсем не интересны буквы — а значит, пока можно их не учить. Нужно подождать и создать окружение: показывать буквы на крупных вывесках на улице, крупных заголовках в книжках, повесить плакат с животными или транспортом и подписать их названия. И когда чтение будет в зоне ближайшего развития — то есть, заинтересует ребенка, — тогда можно будет подключать разнообразные методики.

А иногда даже методики не нужны. Если мозг ребенка готов к освоению нового навыка, он может делать громадные скачки и усваивать все на лету.

Вот как работает ЗБР. Но этот принцип недостаточно знать: его надо ежедневно применять — когда играете, гуляете, занимаетесь рутинными делами.
Tilda Publishing
Лучше позаниматься с ребенком тем, что он уже вот-вот освоит, — что уже попало в ЗБР, — чем тратить силы на занятия, которые вам посоветовала соседка или вы прочитали в инстаграме.
Такая тонкая проработка и подбором нужных игр — важный этап составления индивидуального плана развития для ребенка!

Кстати говоря, ко мне часто обращаются родители, которые говорят, что ребенок не умеет заправлять кровать, одеваться или убирать игрушки. Все эти навыки тоже развиваются через зону ближайшего развития.

Понятно, что не нужно ждать возраста 7 лет и думать, что ребенок сразу станет самостоятельным или сам начнет вдруг все убирать. Нужно активно подмечать ЗБР в организационных навыках и развивать ее.

В завтрашнем уроке мы будем очень подробно говорить про развитие организационных навыков и самостоятельности.
Tilda Publishing
Деятельность, занятия или игра должны быть интересны человеку, который учит ребенка. Если вы терпеть не можете играть в шахматы или на фортепиано, не нужно учить ребенка через «не могу». Даже если он к ней тянется, и деятельность лежит в ЗБР. А если очень хотите научить, либо сначала разберитесь с собой — поймите, что вас так раздражает в этой деятельности, — либо ищите педагога или родственника который будет заниматься с ребенком.


Если речь идет о конкретной игре, то все еще проще. Сейчас без проблем можно найти 200 разных аналогов одной и тоже игры:

  • Не нравится катать машинки — стройте из лего
  • Не нравится строить из лего - лепите из пластилина
Важно, чтобы деятельность была вам интересна, в противном случае про развитие трех интеллектов можно забыть. Вас будет раздражать медлительность ребенка, бесить, что у вас все руки в клею, вы будете вспоминать, как на вас кричали, когда вы учились кататься на велосипеде...И все это будет приводить к тому, что о чем я говорила: перекосам в развитии ребенка — особенно в плане эмоционального интеллекта.

Если вы уже это чувствуете, обязательно дождитесь пятого урока — там я буду об этом подробно рассказывать. Мы поговорим про эмоциональный интеллект ваш и ребенка и разберемся какие активности для этого подойдут, а какие наоборот буду вредить.

Еще раз. Суть развития познавательного интеллекта — правильный выбор игр и активностей:

  • чтобы они были в ЗБР,
  • чтобы работали сразу по нескольким направлениям,
  • чтобы нравились самому родителю.
Самая большая польза этого подхода — у мамы пропадает страх, что она чего-то недодает, и чувство вины по этому поводу. Те 500 игрушек и «развивашек», которые вы уже купили перестает давить и молча укорять. Играть и заниматься всем этим — ВООБЩЕ не обязательно.

Плюс появляется удовольствие от совместного времени (ведь активности нравятся и маме, и ребенку), а также есть энергия, мотивация и хороший контакт с ребенком! Такой подход сильно экономит ваши душевные силы и деньги.

Я знаю, что каждый сентябрь все родители выбирают, куда и когда будет ходить их ребенок, на какие дополнительные занятия. Выбор сейчас велик, но если вы не имеете перед собой четкого списка и не понимаете, зачем ребенку этот кружок, то вы будете отдавать по 3-5 тысяч в месяц, развивая то, что либо пока не нужно ребенку, либо то, что вы могли бы сами делать играючи — во время прогулки или завтрака.

Еще раз скажу, что в итоге, конечно важны не направления, а конкретная деятельность с ребенком — игры, занятия, книги. Индивидуальная программа развития ребенка на ближайшее время должна состоять именно из них.
Tilda Publishing
И, конечно, не могу не сказать о колоссальной экономии времени когда вы грамотно выбираете активности для ребенка. Во-первых, вы отсекаете все ненужное — то, что не входит в ЗБР и то, что не нравится вам, — и занимаетесь тем, что действительно важно сейчас для развития ребенка и то, что вас мотивирует.
Во-вторых, вы сможете очень сильно повысить полезную емкость вашего времени. Например, многие участники прошлого тренинга поняли, как заниматься чем-то «внутри другого дела».
Tilda Publishing
Вот пример от Анастасии: «Решили, что будем отрабатывать артикуляционную гимнастику во время купания: дуть на пену, кривляться в ванной, умывать губки, язычок. Выучила эти упражнения сама — и начали пробовать. Я взяла в ванну резиновый шарик и у нас начала рождаться сказка про него. Ребенок с радостью подхватил и тоже стал играть и придумывать. Кроме артикуляции, еще и поиграли, и посчитали, и потом даже ванну вместе с мячиком вымыли!»
кейс
Чувствуете как увеличивается полезная емкость времени? За 30 минут успели не только выкупаться, но и потратили 30 минут на артикуляционную гимнастику, 30 минут играли, 30 минут налаживали эмоциональный контакт и даже убрались за собой! Прошло всего 30 минут, а вы переделали дел минимум на 2 часа!

Еще скажу, что сейчас, конечно, очень много детей с перекосом в сторону развития познавательного интеллекта. Это умные дети, которые не умеют строить отношения с друзьями в школе, с трудом справляются со своими эмоциями во время контрольных или на спортивных соревнованиях (хотя все знают и умеют), испытывают сложности с самооценкой, хотя опять же учатся на отлично.

Открою секрет: настоящего успеха в жизни добиваются не умные люди, а люди со сбалансированным развитием всех трех интеллектов!

Я часто встречаю подходы, которые учитывают что-то одно, и родителям надо самим разобраться, как им научиться все это сочетать в своем дне. Когда мы составляем индивидуальный план развития, мы учимся цельно подходить к воспитанию и образованию.

Про составление индивидуального плана развития будем говорить в седьмом уроке, так что обязательно делайте домашки, чтобы получить к нему доступ!
Tilda Publishing
Время на игры и занятия есть абсолютно у всех родителей — даже если у вас есть всего час утром и три часа вечером.
Эти вечернее время можно провести как попало и только ухудшить отношения с ребенком, а можно так, что и вы все успеете по дому, и это с лихвой компенсирует то, что вы не виделись с ребенком весь день.

Теперь переходим к заданиям!
Tilda Publishing
#День2. ЗАДАНИЯ

Первое. Я знаю, когда люди только начинают искать ЗБР, им очень трудно сразу ее увидеть у своего ребенка. Поэтому давайте начнем с задания попроще.

Просто присмотритесь к ребенку и найдите 3 дела, которые ему интересны и вызывают самый сильный эмоциональный отклик. Он активно пробует это делать, расстраивается если не получается, может быть просит вашей помощи, а может, наотрез отказывается это делать!
Tilda Publishing
В ответ на это задание напишите 3 найденные активности ребёнка прямо сюда, в мессенждер. (Или администратору группы, если ты проходишь марафон в ватсап)
Второе. Перекосы в развитии ребенка, часто возникают из-за ленты в инстаграме или общения с супер-мамами. Обычный родитель вдруг видит, что у кого-то дети уже читают, пишут и играют на скрипке, а его — только машинки катает!

Я предлагаю простое противоядие против этого. Установите на телефон одну их этих заставок (или можете их просто сохранить в картинках).

Tilda Publishing
Перед тем, как вы решите опять что-то купить ребенку или куда-то его записать, открывайте эти картинки, посмотрите на них, а потом уже принимайте решение.
Tilda Publishing
В ответ на это задание напишите "сделано"
Третье. Завтра мы начнем говорить об организационных навыках и об основных ошибках, которые родители допускают. В качестве подготовки давайте посмотрим кусочек фильма, где мама очень хочет воспитать максимально целеустремленного ребенка:
Tilda Publishing
А теперь в ответ на задание напишите 1-2 предложения о том, какую ошибку в развитии организационных навыков допускает эта мама на ваш взгляд. Завтра расскажу, что я думаю на этот счет.